Отчетность МФО

микрозайм

Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально
сдавать бухгалтерскую отчетность в ЦБ в электронном виде.
Такое требование прописано в проекте указания Банка России об отчетности
микрофинансовых организаций.

Разработано две формы отчетности МФО, которые
позволят ЦБ лучше контролировать деятельность этих участников рынка.
Первая форма — это отчет о микрофинансовой деятельности МФО, вкотором содержатся общие
сведения о компании, ее финансовые показатели, например, активов,
задолженности по выданным ссудам, нормативы достаточности капитала и
другие.

Вторая форма отчетности обязывает микрофинансовые организации
раскрывать сведения о лицах, которые прямо или косвенно владеют более 10% МФО.
Обе формы отчетности направляются в Центробанк в виде электронного документа с
электронной подписью.

Отчетным периодом для микрофинансовых организаций регулятор
назначил один квартал. У МФО будет 45 дней с конца каждого квартала для
представления отчетности за каждый соответствующий период.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 17 марта 2014 года

О планируемом изменении порядка представления отчетности микрофинансовых организаций

В настоящее время Банком России осуществляется подготовка нормативного акта, в соответствии с которым микрофинансовые организации будут обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее – Отчетность), в виде электронного документа с электронной подписью, начиная с Отчетности за полугодие 2014 года.Представление микрофинансовыми организациями Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью в Банк России планируется осуществлять в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финаносвым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н (далее – Порядок).Руководствуясь пунктом 1.4 Порядка,для направления Отчетности в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям необходимо предварительно получить у одного из удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Банком России, усиленные квалифицированные электронные подписи на лицо, осуществляющее функции руководителя (единоличного исполнительного органа) микрофинансовой организации, и главного бухгалтера микрофинансовой организации. Список удостоверяющих центров, заключивших соглашение с Банком России, размещен на сайте Банка России в информационно-коммуникационной сети “Интернет” по адресу: www.cbr.ru (далее – сайт Банка России) в разделе “Участники финансовых рынков / Электронный документооборот / Удостоверяющие центры”.Подготовка Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью будет осуществляться микрофинансовыми организациями с использованием программы “Анкета. Редактор. Отчетность микрофинансовых организаций”. Актуальная версия программы “Анкета. Редактор. Отчетность микрофинансовых организаций”, содержащая электронную форму Отчетности, будет размещена в открытом доступе на сайте Банка России в разделе “Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка” для скачивания, установки и использования микрофинансовыми организациями.При представлении Отчетности в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям следует также руководствоваться Инструкцией по представлению электронных документов в Службу Банка России по финансовым рынкам (далее – Инструкция), содержащей рекомендации по формированию и порядку отправления электронного документа с электронной подписью. Указанная инструкция размещена на сайте Банка России в разделе “Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка”.Согласно пункту 4.1 Инструкции микрофинансовая организация может направить электронный документ с электронной подписью в Банк России одним из следующих способов:

1. С помощью сервиса “Личный кабинет участника финансового рынка” (далее – Личный кабинет).

2. С помощью программы АРМ “Отправка электронных документов”, размещенной на сайте Банка России в разделе “Участники финансовых рынков / Личный кабинет участника финансового рынка”, которая устанавливается на компьютерном оборудовании микрофинансовой организации и позволяет осуществлять представление электронного документа с электронной подписью в Банк России, не используя Личный кабинет. Руководство пользователя по работе с программой АРМ “Отправка электронных документов” приведено в приложении N 2 к Инструкции. Вместе с тем для отслеживания истории отправки электронного документа с электронной подписью микрофинансовым организациям необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете до отправки первого электронного документа с электронной подписью.

3. С помощью иного программного обеспечения, используемого для направления в Банк России электронного документа с электронной подписью, веб-сервис и описание которого приведены в приложении N 3 к Инструкции.В случае использования для направления электронного документа с электронной подписью в Банк России сервиса Личного кабинета микрофинансовым организациям следует провести процедуру регистрации в Личном кабинете. Ссылка на Личный кабинет размещена на сайте Банка России в разделе “Участники финансовых рынков”.При первичной регистрации в Личном кабинете микрофинансовой организации необходимо на странице Личного кабинета в разделе “Оставить заявку на регистрацию” заполнить электронную форму заявки на регистрацию участника. При регистрации следует обратить внимание на то, что микрофинансовыми организациями заполняется заявка на регистрацию участника для юридических лиц.В электронной форме заявки на регистрацию участника заполняются следующие обязательные поля:

1. Логин (адрес электронной почты) – адрес действующей электронной почты микрофинансовой организации.

2. Наименование – полное или краткое наименование микрофинансовой организации (в соответствии с уставом микрофинансовой организации).

3. Пароль – набор символов, сформированный уполномоченным лицом микрофинансовой организации, заполняющим заявку на регистрацию участника;

4. ИНН – идентификационный номер налогоплательщика микрофинансовой организации.

5. Повторный ввод пароля.

6. ОГРН – основной государственный регистрационный номер.

7. ФИО контактного лица – сведения об уполномоченном лице микрофинансовой организации.

8. Контактный телефон – телефон для связи с уполномоченным лицом микрофинансовой организации, формат номера свободный.Далее необходимо нажать окно “Оставить заявку”.После отправки электронной формы заявки на регистрацию участника в течение 24 часов проводится проверка достоверности данных, указанных микрофинансовой организацией в полях “Наименование”, “ИНН” и “ОГРН”. В случае успешной проверки данных производится активация регистрационной записи Личного кабинета и на адрес электронный почты микрофинансовой организации высылается сообщение о регистрации в Личном кабинете.Для одной микрофинансовой организации допускается только одна регистрационная запись в Личном кабинете.После получения подтверждения об активации Личного кабинета уполномоченное лицо микрофинансовой организации заходит на страницу Личного кабинета и вводит свой логин (адрес электронной почты) и пароль, указанный при заполнении заявки на регистрацию участника.В Личном кабинете микрофинансовая организация имеет возможность:

1. Отправлять электронный документ в Банк России.

2. Просматривать список отправленных электронных документов, текущий статус их обработки (микрофинансовой организации доступен список электронных документов, содержащих ИНН и ОГРН, совпадающих с теми, по которым был проведена регистрация микрофинансовой организации в Личном кабинете).

3. Сохранять на локальный компьютер отправленный электронный документ.

4. Сохранять на локальный компьютер полученные от Банка России уведомления о прохождении электронного документа с электронной подписью.Для отправки в Банк России Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью через Личный кабинет необходимо выполнить следующие действия:

1. Зайти в Личный кабинет.

2. Выбрать пункт меню “Загрузить”.

3. Нажать на кнопку “Обзор” и выбрать электронный документ для отправки, при этом в поле “Наименование документа” автоматически появится имя файла электронного документа (в случае необходимости можно изменить имя файла электронного документа с электронной подписью на любое текстовое наименование).

4. Нажать кнопку “Загрузить”.При просмотре списка отправленных электронных документов через Личный кабинет микрофинансовой организации необходимо выполнить следующие действия:

1. В Личном кабинете выбрать пункт меню “Документы”.

2. В открывшейся таблице найти нужный электронный документ (по дате, исходящему номеру, наименованию и т.д.).Дата и время приема электронного документа с электронной подписью – это дата и время отправки электронного документа с электронной подписью в Банк России. Наименование файла электронного документа также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации.В столбце “Статус” отображается текстовое значение статуса, которое также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации текущего уведомления о статусе электронного документа с электронной подписью.В столбце “Первое уведомление” отображается текстовое значение статуса первого уведомления, которое также является ссылкой для загрузки на локальный компьютер микрофинансовой организации первого уведомления о статусе электронного документа с электронной подписью.Столбцы “Исходящий номер участника”, “Дата создания документа”, “Входящий номер” и “Дата регистрации” заполняются данными в Личном кабинете микрофинансовой организации по мере прохождения электронным документом с электронной подписью этапов обработки.В случае невозможности отправки электронного документа с электронной подписью по причине технического сбоя на стороне Банка России (далее – Сбой) или планового временного прекращения приема электронных документов микрофинансовой организации следует руководствоваться пунктом 2.10 Порядка.В соответствии с указанным пунктом Порядка в случае возникновения Сбоя или планового временного прекращения приема электронных документов на стороне Банка России на странице Личного кабинета размещается информация с указанием даты и времени прекращения приема электронных документов. После устранения Сбоя или возобновления приема электронных документов после его временного прекращения на странице Личного кабинета размещается информация с указанием даты и времени возобновления приема электронных документов. Информация о Сбое или временном прекращении приема электронных документов доступна на странице Личного кабинета в течение одного года.Если в результате имевшего место Сбоя или временного прекращения приема электронных документов микрофинансовая организация не имела возможности представить в Банк России Отчетность в виде электронного документа с электронной подписью в срок, установленный для его представления, такое событие не может рассматриваться как нарушение микрофинансовой организацией законодательства Российской Федерации. В этом случае срок, установленный для представления Отчетности в Банк России, пролонгируется на семь суток, отсчет которых производится с даты размещения на странице Личного кабинета информации о возобновлении приема электронных документов, опубликованной впервые после истечения срока для представления Отчетности.После устранения Сбоя или возобновления приема электронных документов после его временного прекращения микрофинансовой организации необходимо отправить Отчетность в течение семи суток с даты размещения на странице Личного кабинета информации о возобновлении приема электронных документов в случае, если:в результате Сбоя или временного прекращения приема электронных документов микрофинансовая организация не имела возможности представить в Банк России Отчетность в срок, установленный для ее представления;микрофинансовая организация получила уведомление, содержащее информацию об ошибке прохождения входного контроля Отчетности;микрофинансовая организация не получила уведомления о прохождении входного контроля и регистрации Отчетности.При представлении микрофинансовыми организациями в Банк России Отчетности в виде электронного документа с электронной подписью не требуется направление Отчетности на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе (компакт-диск, флеш-накопитель) в территориальные подразделения Банка России.

Первый заместитель Председателя Банка России – руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам С.А.Швецов

Другие статьи

Реклама на транспортных средствах

Реклама на транспортных средствах

В Законе N 98-ФЗ уточнена норма о запрете использования транспортных ...

Читать подробнее
С 1 января 2017 года освобождаются от НДС операции по выдаче …

С 1 января 2017 года освобождаются от НДС операции по выдаче …

С 1 января 2017 года освобождаются от НДС операции по ...

Читать подробнее
Как снять ИП с учета в налоговой

Как снять ИП с учета в налоговой

Каждый год огромное количество людей регистрируется в качестве ИП, однако ...

Читать подробнее